9 декабря по решению Организации Объединенных Наций ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption). В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.
Конвенция является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и впоследствии ратифицировала ее Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ.
Реализация антикоррупционной политики в Санкт‑Петербурге организована на основе Федерального закона «О противодействии коррупции», Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, Закона Санкт‑Петербурга «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт‑Петербурге».
Основным программным документом, в соответствии с которым в городе ведется антикоррупционная работа, является План мероприятий по противодействию коррупции в Санкт‑Петербурге на 2018-2022 годы, утвержденный постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 29.12.2017 № 1185.
План содержит комплекс мероприятий, реализуемых исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга в рамках своей компетенции по основным направлениям антикоррупционной политики: антикоррупционная экспертиза, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная пропаганда и другое.
В самостоятельный раздел городского плана выделены мероприятия по реализации антикоррупционной политики в сфере экономики, использования государственного имущества, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Также в отдельный раздел в плане выделены организационные меры по противодействию в ГУ и ГУП, подведомственных исполнительным органам. Это сделано, прежде всего, в связи с необходимостью противодействия так называемой «бытовой» коррупции (правонарушений коррупционного характера, с которыми граждане встречаются наиболее часто) в этих организациях. И антикоррупционный мониторинг, и опросы общественного мнения, и контрольные мероприятия показывают, что наибольшее число нарушений, связанных с коррупционными проявлениями, причем не только уголовного характера, допускается именно там.